Что такое индекс качества сайта (ИКС) и как его узнать
В мире SEO принято оценивать уровень сайта по смежным показателям – трафику, позиции в выдаче, видимости. Веб-мастеры и оптимизаторы с опытом развивают ресурс по всем направлениям. Глубокий подход очень ценит Яндекс: поисковая система ввела внутренний рейтинг – ИКС. Индекс качества – критерий объективной оценки полезности сайта.
Яндекс сделал упор на слове «качество» и внедрил модель, которая даст специалисту пищу для размышлений, поможет сделать выдачу – полезной, а сайт – эффективным.
ИКС как преемник ТИЦ
Яндекс с его алгоритмами поиска на базе нейронных сетей («Палех» и «Королев») обязан был развиваться. До августа 2018 года оценка веб-сайта поисковой системой базировалась на ТИЦ – тематическом индексе цитирования. Отслеживалось количество ссылок на ресурс и их значимость. Много ссылок из авторитетных тематических порталов – сайт хороший.
Известно, что Google любит качественный и естественный ссылочный профиль сайта. Если не работать со ссылочной массой, продвигать ресурс будет сложно. Если работать некорректно, можно поймать фильтр «Пингвин» и познакомиться с санкциями в виде обрушения позиций. ТИЦ Яндекса преследовал аналогичные цели и ставил перед оптимизаторами и веб-мастерами похожие задачи.
ТИЦ открыл широкое поле для махинаций и изжил себя. Яндекс уходил от системы уверенно и радикально:
- Внедрил алгоритм «Минусинск», который практически уничтожил «черный рынок» ссылок и отправил «игроков» в бан на полгода.
- Ввел коммерческие и поведенческие факторы ранжирования.
Так появился ИКС – показатель, который отражает полезность ресурса для аудитории. Яндекс преследовал цель сделать выдачу качественной и заставить SEO-специалистов вдумчиво работать над веб-сайтом.
Важно: тезисы «ИКС теперь не учитывает ссылочную массу» и «ссылки для оптимизации не нужны» неверны! После изменения алгоритмов ранжирования и появления ИКС ссылочная масса – один из факторов оценки сайта. Упор на одни ссылки – провальная стратегия, их игнорирование – тоже. ИКС как резюме: подводит все факторы под одну черту и выводит общее значение.
Алгоритм расчета ИКС
Яндекс официально не раскрывает перечень параметров, которые влияют на ИКС. Грамотный SEO-специалист или веб-мастер всегда найдет подсказки, если подключит логику и внимательность. Раз главная задача индекса качества – улучшение полезности сайтов в выдаче, работать нужно со всеми аспектами, которые касаются оценки ресурса посетителями.
«При расчете индекса качества учитываются размер аудитории сайта, степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей и Яндекса, а также другие критерии. Для расчета используются данные сервисов Яндекса. Значение индекса регулярно обновляется».
Яндекс.Справка
Можно попытаться выделить ключевые факторы (доверия и полезности), но каждый из них «тянет» за собой множество других. Веб-мастеру придется следовать за «нитью Ариадны», чтобы в конце увидеть яркий свет высокого ИКС.
Рассмотрим на понятных примерах факторы, которые оказывают влияние на индекс (заодно проследим за всей цепочкой):
- Время, которое пользователь проводит на сайте. Если посетитель сразу закрывает ресурс, bounce rate (показатель отказов) высокий. Если не смотрит больше одной страницы, неважные показатели глубины просмотра. Все это – поведенческие факторы ранжирования. Дизайн ужасный? Контент нерелевантный?
Вот и цепочка: дизайн несуразный, контент слабый – ПФ падают – пользователь не хочет находиться на сайте – ИКС стремится к нулю.
- Количество ресурсов, которые пользователь изучил после закрытия сайта. Если сайт дает исчерпывающую информацию по теме запроса (а он должен ее давать!), человек не будет изучать выдачу дальше. Такова (предположительно) логика Яндекса.
- Естественная ссылочная масса.
- Брендовые запросы. Много ли пользователей ищут ресурс по названию компании?
- Объем поискового трафика. Хорошее SEO – высокие позиции в выдаче – приличный трафик – отличный ИКС.
Не забывайте про влияние сервисов Яндекса на ИКС. «Метрика», «Новости», «Картинки», «Карты», «Справочник» и другие рабочие инструменты поисковой системы внесут свою лепту в формирование индекса.
Проверка индекса
Проверить ИКС можно через сервис «Информация о сайте». Пошаговая инструкция:
- Перейдите по ссылке https://webmaster.yandex.ru/siteinfo/.
- В строке поиска вставьте адрес сайта и нажмите значок лупы.
- В новом окне появится развернутая информация, включая ИКС.
Альтернативный способ – узнать о текущей оценке в панели Яндекс.Вебмастер на страницах «Показатели качества» и «Мои сайты». Дополнительно можно сравнить ИКС с цифрами конкурентов.
Методы повышения показателя качества
Прямая зависимость индекса качества от разных аспектов сайта очевидна. Любые советы по улучшению ИКС предполагают всестороннее развитие ресурса.
ИКС – это не вырванный из контекста SEO-показатель, который можно «подкрутить» отдельно. ИКС – отражение качества (полезности для пользователей) всего веб-сайта. Чтобы индекс был хорошим, ни один из показателей сайта не должен «проседать».
Некоторые полезные рекомендации:
- Для повышения ИКС создавайте не только релевантный, но и отвечающий на все вопросы по теме контент. Не потоки бесполезной воды, а ценную информацию – текстовую, графическую. Хорошие заголовки, грамотный текст с приятной структурой, смысловая уникальность материала – правильный путь развития.
Если ваш текстовый контент – дешевый рерайт статей конкурентов с массой ошибок, о каком качестве сайта можно говорить? Контент «для галочки» не сработает: алгоритмы ПС стали слишком умными.
- Создайте приятную глазу картину страниц с последовательной подачей элементов. Не перегружайте сайт, не ставьте перед пользователями сложных задач.
- Проведите технический аудит сайта, создайте правильную структуру, сделайте загрузку ресурса быстрой, исключите ошибки.
- Подключите кнопки соцсетей, установите виджеты для оперативного реагирования на запросы пользователей и общения с ними.
- Следите за инновациями в SEO, не стесняйтесь перенимать и адаптировать эффективные идеи конкурентов.
Список можно дополнять бесконечно, но в рамках статьи про ИКС от Яндекса нет смысла погружаться во все тонкости комплексной SEO-оптимизации сайта.
ИКС от Яндекса не глупость, которая добавляет головной боли SEO-специалисту и веб-мастеру. Когда вы приведете свой сайт в идеальное состояние, получите отклик от пользователей: больше заказов, больше рекомендаций и покупок, лучше рейтинг в бизнес-мире. Улучшая ИКС, вы развиваете свою компанию и идете навстречу клиентам!
Ответы на вопросы по ИКС
Почему ИКС сайта не отображается?
Причины:
- Сайт не добавлен в Яндекс.Вебмастер.
- Ресурс молодой. ИКС рассчитывается по спецалгоритму в течение месяца после появления нового сайта в выдаче.
Хороший ИКС обеспечит сайту хороший трафик или позиции в ТОП-10 выдачи?
Лишь косвенно. Невозможно поднять ИКС без глубокой проработки сайта. Поработаете над сайтом – повысятся и позиции, и трафик, и ИКС.
Мне предлагают быстро «накрутить» ИКС в Яндексе. Это реально?
ТИЦ можно было поднять искусственно, но в случае с ИКС вы сталкиваетесь с поведенческими факторами. Их уже не «накрутишь».